Храмы, монастыри и церкви города Мурома

Воскресенский женский монастырь



Воскресенская и введенская церкви 


Находятся на северной окраине Мурома. Сооружены в середине XVII в. на средства муромских купцов гостиной сотни братьев Черкасовых. До 1764 г. здесь находился женский монастырь. С 1764 по 1920-е гг. храмы считались обычными приходскими церквями.


Храмы закрыты в 1930-е гг. В 1980-90-е гг. внутри церквей размещалась спортивная секция. Возвращены Владимирской Епархии в декабре 1999 г. Первые насельницы переведены из Муромского Троицкого монастыря. В настоящее время монастырь находится под управлением игумении матушки Юлии.


При Воскресенской церкви до 1764 г. существовал женский монастырь, но сведений об этом монастыре, о времени его основания, никаких не сохранилось. О существовании его свидетельствует только опись города Мурома Бартенева 1637 г. В этой описи сообщается следующее: "Да за ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь. А на монастыре церковь Воскресения Христова древяна о трех верхах, на подклете; верхи шатровые, главы и кресты обиты железом. Да с приделы Собор Архистратига Михаила да другой придел великого чудотворца Николы. Да теплая церковь Введения Пресвятой Богородицы древяна на клетцах с папертью.


ВОСКРЕСЕНСКАЯ И ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКВИ А в церкви Божией милосердия образ местный Воскресения Христа Бога нашего обложен серебром, позолочен; венец сканный с финифтью, две гривны басменые позолочены. Да другой образ местый Воскресения ж Христа Бога нашего на празелени. Да образ Пречистой Богородицы Одигитрии обложен серебром позолочен, венец чеканный, другой венец жемчужный. Да образ Рождества Пречистой Богородицы на празелени, венцы басменые. Да пред местными образы 5 свеч поставных с красками. Двери Царские и сень и столбцы и в тябле деисус и праздники и Апостолы и пророки - все на золоте. А пред деисусом паникадило медное. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на золоте. Крест воздвизальный обложен серебром. Сосуды церковные оловянные.


Да в приделе у Архангела Михаила образ местный великого архистратига Михаила и Гавриила обложен серебром и позолочен. Венцы сканные с финифтью, гривны басменые. Да образ Пречистой Богородицы Одигитрии на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени и сосуды церковные оловянные. А в другом приделе образ местный великого чюдотворца Николы обложен серебром, позолочен. Венец да три гривны басменые. Да образ местный же Софии премудпости Божией на празелени. Двери Царские и столбцы на празелени ж. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Сосуды церковные оловянные.


Да в теплом храме Божия милосердия образ местный Введения Пречистой Богородицы обложен серебром, венцы сканные с финифтью, да образ местный же Всех Святых на золоте. Двери Царские и сень и столбцы и в тябле деисус на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени, сосуды церковные оловянные. Да в церкви же книг: Евангелие напрестольное печатное, евангелисты серебреные; Устав; Апостол; два Охтая; Евангелие толковое - печатные же; 12 миней месячных письменные; Пролог да триодь постная, да триодь цветная письменные же; Служебник, Псалтырь, часовник печатные, синоксарь письменный.
Да на колокольнице восемь колоколов, а в них весу по смете 80 пуд. А церковь и в церкви Божией милосердии и образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение муромца гостиной сотни Семена Семенова сына Черкасова с братией. А около того монастыря ограда древяна в заметах. Да на монастыре келья игуменская старицы Пелагеи Кольцовой да 21 келья сестер. А земли под тем монастырем и под церквами и что около церкви кладбища и что под кельями и с огородом в длину 43 сажени, поперек 36 сажен. 

 
Да за монастырем на монастырской земле двор попа Семена да брата его попа Тимофея да племянника его попа Ефрема. В длину того их двора и с огородом 31 сажен, поперек в узком месте 7 сажен, а в широком по двору и с огородом 25 сажен. Да по купчей гостиной сотни Семенова отца Семена ж Черкасова, что купил у Григория Федорова сына Елизарова в 122 году место дворовое пустое, что жил поп Иван. А того попа Ивана убили литовские люди в 124 году как приходил Лисовский. В длину того места и с огородом 34 сажени, поперек 24 сажени с полусаженью. Место дворовое пономарское Архипка Агапитова.


В длину того места 7 сажен, поперек 5 сажен с четью. Да к тому ж монастырю по приправочным книгам Григория Кириевского 132 году написано монастырские церковные земли, что живали монастырские бобыли. В длину того места 44 сажени, поперек 13 сажен. Да пониже того ж монастыря под гору монастырские же земли в длину 18 сажен, поперек 15 сажен.


Да на монастырской же земле дворишки бобыльские. А по новому письму и по мере той земли и дворишков бобыльских не сыскано. А по сказке того же Воскресенского девичьего монастыря Симиона да попа Тимофея да попа Ефрема у того Воскресенского девичьего монастыря той земли и дворишков бобыльских не бывало. А писал де те места и дворишки бобыльские писец Григорий Кириевский по челобитью муромца торгового человека Семена Семенова Черкасова. А по сказке муромских земских старост Василия Зотикова да выборных Семена Михайлова с товарищи, что де та земля посадская, а не церковная. И на том де месте живали муромские посадские люди Ивашка Резад да Филька да Лукашко. Отцов имен не упомнят, потому что исстари пустует.


Да к тому же монастырю по государевой царевой и великого князя Михаила Феодоровича всея Росии грамоте 128 году за приписью дьяка Андрея Степанова по челобитью прежней игуменьи Маремьяны с сестрами дано им в руги место в Муроме сусло и квас. И отдают ныне то сусло и квас на оброк из монастыря игуменья Пелагея с сестрами. А что под тою сусленою избою земли и почему емлют оброку и то написано в сих книгах после лавок".


Таков был монастырь в первой половине XVII столетия. Судя по церковным украшениям монастырь был сравнительно не бедный. Вскоре после 1637 г. семьей тех же благодетелей, которая упоминается в Бартеневской описи, построен был в монастыре каменный храм. Год построения храма с точностью не известен за неимением письменных свидетельств, но по преданию храм построен братьями Черкасовыми в 1646 году. Наружный вид храма до настоящего времени сохранился без существенных изменений, только тесовая крыша заменена железной и прежде бывшие узкие окна расширены.

Таким образом, храм является хорошо сохранившимся памятником русского церковного зодчества половины XVII в. Он разделяется на две части, собственно храм и трапезу; над храмом пять глав; алтарь с тремя полукруглыми выступами. Вокруг храма с западной и северной стороны идет крытая каменная галерея, на которую ведут два крыльца. Под сводами галереи находится подвал с отделениями, дверями и небольшими окнами. По преданию, здесь прежде помещались разные монастырские службы. В храм ведут три двери: с севера и запада; двери устроены в арках с полукруглыми уступами.


Внутри храма сохранилось не мало священных памятников церковной старины XVII в. В храме три престола, как это было и в деревянной церкви: главный в честь Воскресения Христова, в приделах во имя Архангела Михаила и св. Николая чудотворца. Престолы ныне расположены в ряд, но так ли было и прежде, до переделки иконостаса, не известно. Над главным престолом устроена сень; жертвенники помещаются в нишах алтарных стен, над ними устроено нечто вроде сени.


Иконостас и царские двери в храме относительно новые, устроены в 1835 году, но иконы в иконостасах почти все оставлены древние. По правую сторону царских врат находится древняя икона Воскресения Христова в новой серебряной вызолоченной ризе; по левую сторону Иверская икона Божией Матери, риза из золотого глазета, низана жемчугом, бирюзой и драгоценными камнями, венец серебряный. Икона эта устроена в 1815 г. Далее в нижнем ярусе иконостаса помещены две древние иконы Смоленской Божией Матери и Введение во храм Пресвятой Богородицы. На этих иконах только ризы позднейшего времени. В следующих ярусах иконостаса размещены также древние иконы. Кроме того по разным местам храма находятся различные старинные иконы.


От прежнего времени сохранились в церкви также следующие священные предметы: 1) Напрестольное Евангелие в серебряном окладе с надписью: "Лета 7154 (1646) приложил сие Евангелие на престол в церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Муроме в девич монастырь гостиной сотни торговый человек Гаврило Семенов сын Черкасов по своих родителях и по своей душе в вечный помин", 2) сребро - позлащенные сосуды; на потире внизу надпись: "Лета 7158 (1650) приложены сии сосуды в церковь Воскресению Христову гостиной сотни Матвей Черкасов с братьями по своих родителях", 3) серебряные сосуды с надписью: "1730 г. сии сосуды Георгиевского монастыря монахини - схимницы Александры Климонтовны", 4) два серебряных кадила; на первом надпись: "Лета 7156 сие кадило приложил гостиной сотни Гаврило Семенов сын Черкасов в дом Воскресения Христова и св. Пречистыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Введения и Николаю Чудотворцу и Архангелам Михаилу и Гавриилу"; на втором вычеканено: "Мур. Воскресенскаго дев. монастыря", 5) два напрестольных креста серебряных, в одном частицы св. мощей, 6) воздухи, шитые монахинями прежде бывшего здесь монастыря; на них вышиты херувимы, Агнец Божий, Распятие И. Христа.


Современная церковная утварь и ризница Воскресенской церкви довольно богата.
Из богослужебных книг сравнительно древние: 1) Триодь, издан. 7164 (1656) г., 2) Апостол, печ. 1722 г. с надписью по листам: "Св. апостол бывшего Петровского монастыря иеромонаха Павла Иоаннова, после смерти его отданв поминовение его родителей в г. Муром, Воскресенского девича монастыря в ето 1722", 3) Петникостарион, печат. 7168 (1660) г., и 4) Октоих, изд. 1740 г. с подписью по листам: "сия глаголемая книга Октоих Воскресенского девича монастыря, дана по Иване Иванове Матушкине".

Рядом с Воскресенским храмом стоит другой храм в честь Введения Пресвятой Богородицы; храм об одной главе, до 1840 г. был крыт тесом, а ныне железом. Время построение этого храма не известно, но полагают, что и он построен в XVII столетии. К западной стене этого храма пристроена каменная колокольня с шатровым верхом. На колокольне сохранился старинный колокол с надписью, из которой видно, что он вылит при царе Алексее Михайловиче в 182 (1674) г.