Храмы, монастыри и церкви города Мурома

Козьмодемьянская церковь



На невысокой террасе Оки приютилась, утопая в зелени, скромная приземистая церковь, возведенная более четыреста лет назад в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Демьяна. Пожалуй, ни один храм древнего Мурома не овеян таким количеством легенд и сказаний, как этот.


Народная память связывала строительство храма с именем Ивана Грозного. Из поколения в поколение передавалась красивая легенда, согласно которой, церковь построили на том самом месте, где некогда стоял царский шатер, из которого Иван Грозный наблюдал за переправой своих войск через Оку, во время похода на Казань.


Царь Иван Грозный действительно был в Муроме во время Казанского похода 1552 г. В "Летописце начала царства" (1533 - 1552 гг.) сказано: "А сам государь пошел из Володимеря июля 10, в неделю, к Мурому, и приде в Муром того же месяца 13, в среду". Проведя в городе неделю "в среду, на пророка Ильин день" - 20 июля 1552 г. - Иван IV направился на восток. Однако это вовсе не означает, что ему пришлось все это время жить в шатре на берегу реки. Достоверно известно, что в середине XVI столетия Муроме имелся особый двор, принадлежавший царской фамилии. Находился он "у Николы Мокрого по конец Пушкарской улицы". Из Писцовой книги 1636 г. узнаем, что Козьмодемьянская церковь "строение мирское", то есть прихожан, жителей Мурома, обитавших в окрестностях храма. Итак, в сопоставлении с историческими документами красивая легенда превратилась в фольклорный вымысел. 
 

47be7de1c6659.jpg Кто и когда выстроил красавец храм? Не одно поколение краеведов тщетно пыталось ответить на этот сложный вопрос. Вплоть до начала ХХ столетия достоверные сведения о постройке храма были крайне скудны. И только в 1901 г. краевед, знаток муромской старины Н.Г. Добрынкин сделал сенсационное открытие. Среди развалин храма он обнаружил четыре древних антиминса Козьмодемьянской церкви. Поскольку на антиминсах нередко ставилась дата освящения храма, то их можно смело использовать в качестве достоверного исторического источника.


Таким образом, оказалось, что первоначально на месте современной Козьмодемьянской церкви в 1534 г. был поставлен деревянный храм в честь Ильи пророка. Через шесть лет он сгорел (в пользу этого свидетельствует наблюдение Н.Г. Добрынкина, согласно которому антиминс был выгоревшим). В 1541 г. срубили новую церковь - в честь Козмы и Демьяна. Этот храм застал Иван IV, будучи в Муроме в июле 1552 г. Вскоре и это строение пришло в ветхость. 5 декабря 1564 г. состоялось освящение каменного храма, дошедшего в полуразрушенном виде до наших дней. В 1618 г. при царе Михаиле Федоровиче совершилось очередное, четвертое по счету освящение храма, связанное, по всей видимости, с осквернением церкви при нашествии польского отряда А. Лисовского. 
 

Теперь мы знаем, когда воздвигли каменную Козьмодемьянская церковь. Однако до сих пор остается не разрешенным вопрос - кто же был ее заказчиком, на чьи средства строился храм? Согласно Писцовой книги 1636 г. церковь сооружалась на деньги прихожан. Поскольку из описи города 1566 г. известно, кто жил в районе Козьмодемьянской церкви (то есть, являлся прихожанином храма), мы имеем возможность поименно назвать вероятных жертвователей. Ими могли стать купцы гостиной сотни Яков Иванов Константинов, Четвертак Михайлов сын Сычев, Володя Климов сын торопченин (выходец из Торопца), а также рядовые горожане Гридя Романов, Афонька Фролов сын Бедрин, Ивашка Любимов, Ивашка Игнатьев сын Сизов, Панька Трофимов сын Кузнецов и многие другие.


Отметим еще один важный факт. Именно в Подокстовье, в районе Козьмодемьянской церкви стояли три двора самых богатых муромских купцов, входивших в привилегированную торговую корпорацию - Гостиную сотню (всего в то время в Муроме насчитывалось только восемь таких дворов). О состоятельности этих людей свидетельствует то, что они платили в казну налог каждый по два золотых - сумму чрезвычайно высокую по тем временам. Не удивительно, что именно в этом конце Мурома, в своем родном приходе в 1560-е гг. Яков Константинов, Четвертак Сычев, Володя Климов решили возвести один из первых в городе приходских каменных храмов.


Козьма Обратим внимание на еще одно немаловажное свидетельство. Строительство новой Козьмодемьянской церкви совпало по времени с экономическим расцветом Мурома. Именно в те годы - 50-60-е десятилетия XVI в. - город переживал наивысший подъем. По нашим подсчетам в 1566 г. в Муроме на посаде стояло 787 дворов. В них проживало не менее двух тысяч человек. На Торговой площади насчитывалось 308 лавок. В то время как на протяжении следующего XVII столетия в Муроме имелось в разные годы от 300 до 370 жилых дворов с населением, влачивших полунищенское существование. Таким образом, возведение в начале 1560-х гг. каменной Козьмодемьянской церкви является показателем достатка и экономической мощи отдельных муромских родов. Новый храм стал не только символом победы над Казанским ханством, но и средством самовыражения горожан, преуспевших на торговом поприще. 
 

Итак, благодаря переосмысливанию исторических фактов, можно утверждать, что Козьмодемьянская церковь в Муроме была воздвигнута и освящена в 1564 г. на средства богатых муромских купцов Якова Иванова Константинова, Четвертака Михайлова Сычева и Владимира Климова. Жертвователями также стали рядовые ремесленники и мелкие торговцы - прихожане храма.