Наверх
Оставайся на связи

Богородск (Нижегородская область)



49422648c3306.jpg Районный центр Нижегородской области город Богородск расположен в Мещёре, в 120 км к северо-востоку от Мурома, в 40 км к юго-западу от Нижнего Новгорода, в 8 км от пристани Дуденево на Оке. Численность населения 37,4 тыс. человек.


Как торгово-кустарное село Богородск известен с ХVI в. Считается, что он был основан новгородскими переселенцами. В ХVII в. Богородское было пожаловано Кузьме Минину за особые заслуги перед Отечеством. Позднее село принадлежало Шереметьевым.


Кроме земледелия, жители Богородского занимались гончарным и кожевенным промыслами, были отличными шорниками и скорняками, поскольку село располагалось на важном государственном тракте, многие занимались извозом. Но все же особую славу селу принесли его кожевенники.
К началу ХХ в. в Богородском насчитывалось до 500 кустарных мастерских. С установлением советской власти, получив в 1923 г. статус города, жители Богородска фактически не изменили специализацию своих занятий.


В современном Богородске насчитывается 4 кожевенных завода, выпускающих различные виды кожи: хром (опоек, шевро), юфть, полувал. Несколько предприятий заняты переработкой кож, выработкой искусственной кожи, есть швейная (специализирующаяся на пошиве кожевенных изделий), щетинно-щеточная, кожгалантерейная и обувная фабрики, швейно-такелажный комбинат выпускает армейские ремни, полевые сумки, лучшую в России конную упряжь, кобуры для личного оружия, фуражки.


НИКОЛАЕВСКИЙ АМВРОСИЕВ ДУДИН МОНАСТЫРЬ


Нет точной даты основания монастыря. О нем упоминается впервые в летописи 1445 г. Из надписи на Евангелии, писанном на пергаменте и принадлежавшем Дудину монастырю, видно, что в 1408 г. монастырь был уже обустроен и имел настоятелем игумена. Основание монастыря предписывается Ивану Грозному. Можно предположить, что основание обители относится к XIV-XV вв., когда в Нижнем уже действовали Печерский, Благовещенский и Зачатейский монастыри.
494227fe2f2a8.jpg

Амвросиевым он назван по имени его основателя и первого строителя Амвросия, Николаевским - от явленной чудотворной иконы святого Николая Чудотворца, которая обретена была на берегу реки Оки, в том месте, где в честь этого события и возведен монастырь. Название же Дудин произошло от близлежащего села Дуденева, в котором ранее жили некие богачи Дуденевы, во многом содействовавшие строительству обители.


Предание гласит о том, что в незапамятные времена несколько странствующих подвижников из суздальских монастырей обосновали уединённую обитель в укромном великолепном месте в близи Оки. Был среди них и бывший пастух, что просто не мог представить себе жизни без игры на дуде — пастушеской свирели он находил затаённый уголок и, наслаждаясь величественными речными далями, выражал в чарующих звуках восхищения окружающей красотой. Как-то раз мимо места расположения часовни и кельенок проплывал на стругах князь с дружиною. Услышав не земные звуки, он послал воинов бравых обыскать местность. Найдя на дуде игреца и скромную обительскую пустынь, ратники поведали обо всём этом князю.


Познакомившись с местностью и бытом послушников, тот повелел воздвигнуть здесь деревянную церковь вместо скромной часовенки, основать на чудном месте монастырь и назвать оный Дудиным, абы помнили в веках об искусстве бывшего пастушка. С сей поры, и получил дальнейшее скорое да крепкое развитие монастырь. Другая близкая к этой легенда приписывает толчок к созданию обители Ивану Грозному. Якобы плыл он самый во время похода на Казань мимо берегов окских (а пути его действительно неоднократно проходили здесь). Остановилось войско на ночлег на живописном правобережье, чтобы отдохнуть, сил набраться, а утром отправиться в дальнейшее плавание. Расположились воины и забылись молодецким сном. Одному царю не спалось, страшные предчувствия мнились.


А когда к утру задремал он наконец-то, тут то и послышался тонкий звук пастушьей свирели. Не зря звался Грозным царь, а потому осерчал больно на «супостата неучтивого». И распорядился доставить к нему нарушителя царского покоя, а затем лишить его жизни, отсечь бедному голову младую. А вот когда возвращался с побед, раскаялся в совершённом злодеянии и повелел воздвигнуть на сием месте монастырь с названием Дудин. И в дальнейшем проявлял заботу о его развитии и процветании.


В XV-XVI вв. монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам Оки. В монастыре до упразднения его в 1764 г. хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую, а также Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен.


Балыки, икра, мед, воск, пушнина и в те времена считались ценными товарами. Их в изобилии поставляли для торговли монахи Дудина монастыря. Землепашцы с монастырских земель изгонялись. До сих пор в бывших владениях, в окрестностях Желнина, Дубенах, Арапове сохранились высокоствольные сосны, могучие дубы - остатки бортных владений.

49422657a93bd.jpg
В 1570-х гг. во времена "черемисской войны" монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII в. за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение - каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 г. взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились на месте бывшего монастыря. В XVIII в. была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение - колокольня, устроенная в 1593 г. при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII в. состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий.


Пять веков простояла обитель над Окою, переживая вместе с Русью все ее радости и печали. Стала широко известна благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород останавливался здесь Сергий Радонежский и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению. С 1677 г. по грамоте царя Федора Алексеевича монастырь был причислен к патриаршему дому, а при учреждении Святейшего Синода стал именоваться Синодальным домовым монастырем. В последние годы своего существования он подчинялся епархиальному начальству. В 1764 г. во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили "за неимением средств на содержание". На противоположной от Дудина монастыря, стороне, на другом берегу Оки, располжен один из самых комфортабельных комплексов - загородный отель «Чайка».


Центр развития гончарного искусства и музей современной керамики.


Первые поселенцы, среди которых были искусные кузнецы, бочары, пивовары и гончары. По преданию, гончарный промысел занесли на земли Берёзополья новгородские мастера. Сегодня этот промысел возрожден усилиями молодых и уже именитых богородских умельцев Сергеем Зарубиным и Александром Чернышёвым, благодаря их энтузиазму был создан Центр развития гончарного искусства и музей современной керамики. Все желающие могут приобрести на память сувениры, которые порадуют детей и будут полезны хозяйкам на кухне.


Оранский мужской монастырь


Монастырь имеет в своем владении чудотворную икону Оранской, Владимирской Богоматери, исцеляющей от недугов. Оранский мужской монастырь находится на востоке района.


Целебный источник


В 2003 году целебный источник благоустроен, рядом с ним выстроена и освящена часовня в честь Святого равноапостольного князя Владимира. Торжество её освещения положило начало общероссийскому и общецерковному движению «Возвращение к истокам».