Наверх
Оставайся на связи

Навашино



492d086f34117.jpg Город Навашино (19,2 тыс. человек) был образован в 1957 году путём слияния двух посёлков Мордовщиково и Липня.


Город расположен на реликтовых дюнах, коими изобилуют окские террасы. С запада и юго-запада вплотную к городской черте подступают заливные луга, с востока и юго-востока - Муромские леса, с севера, заболоченные низины, перемежающиеся с сельскохозяйственными угодья. В компактном центре города располагаются административные учреждения, районный краеведческий музей. Здесь же находятся почта, автостанция и железнодорожный вокзал. С вокзала, работающего круглосуточно, отправляется 10-15 поездов в день на Москву (в пути около 5 ч) и в сторону Казани. Прямых поездов на Нижний Новгород из Навашина нет, только через Арзамас (до Арзамаса 3-6 электропоездов ежедневно). 5-8 электропоездов на Муром (в пути 20 мин).


492d08de0a8fe.jpg Согласно преданию, когда строилась железная дорога Москва-Казань, выксунские (по другим источникам кулебакские) промышленники крупно дали на лапу геодезистам. Акулы капитализма хотели, чтобы железная дорога прошла ближе к югу, поближе к Выксе (Кулебакам). Согласно первоначальному проекту, железнодорожная станция должна была называться «Новошино», в честь расположенной у неё деревни. В результате подкупа геодезистов, железнодорожная ветка отклонилась на юг, к Липне.
А станцию так и назвали «Навашино», чтобы проверяющая комиссия не задалась вопросом о причинах изменения проекта. В 1957 году, когда было принято решение о создании города, местные партийные власти хотели назвать его «Приокск». Поэтому районная газета называется «Приокская (а не Навашинская) правда».


Но начальство в Горьком рассудило, что в областном центре уже есть Приокский район, как бы не возникло путаницы. Город был назван Навашино.


Южная часть города - Липня, через которую по улице Советской проходит трасса, существует по крайней мере с ХVIII в. Мордовщик же (так называлась первоначально северная часть) появилась существенно позднее - в 1907 г., когда здесь построили судоверфь для производства нефтеналивных барж, предназначенных для транспортировки по Волге бакинской нефти.


По характеру застройки Навашино четко делится на северную, более современную, сформировавшуюся в 1950-1980-х гг. часть и южную, внешним видом скорее напоминающую село.


Километрах в трех после Навашино дорога раздваивается. В левом направлении трасса идет на Кулебаки и далее на Ардатов и Арзамас, направо - к городу Выкса.