Наверх
Утраченные церкви

Николо-можайская (Казанская) церковь



Стояла на пересечении современных улиц Первомайской и Комсомольской (пл. Белякова). Построена в середине 16 в. на средства царя Ивана Грозного. В 17 в. перестраивалась местным купцом Веневитиным. 31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта постановлением ВЦИК 20 января 1930 г. Снесена в конце 30-х гг.


47bed7009da75.jpg Казанская церковь в старинных актах известна под именем "Николы Можайского". Первое упоминание об этой церкви мы находим в сотной выписи г. Мурома 1574 г., а первое описание ее есть в писцовых книгах г. Мурома 132 (1624) г. По описи Бартенева "Да за городом же на посаде в Никольской улице церковь великого чудотворца Николы Можайского каменная. А по сказке Никольских попов попа Ивана да попа Василия и по допросу муромских земских старост Василия Зотикова да Оникия Колбина и выборных людей Самойлы Михайлова с товарищи в прошлом 138 г. декабря в 5 день в ночи та церковь и что в оной было по приправочным книгам Григория Кириевского 132 г. Божия милосердия местных образов и прикладов золотых и серебреных и книг и риз и колоколов и всякого строения церковного блаженной памяти царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всея Росии, а иное мирское приходных людей, а то все волей Божией сгорело, а церковь с жару расселась до подошвы и глава сверху провалилась. А что осталось горелых слитков золота и серебра и то де в съезжей избе у воеводы Федора Лызлова. И о том к воеводе Федору Лызлову да к подъячему к Владимиру Толстому послана память, чтобы они прислали с писцом роспись сколько фунтов и золотников осталось горелых слитков золота и серебра веса. А воевода (и) подъячей росписи не прислали и сказали, что они о том писали к Государю в Москву.


Да на той же церковной земле церковь теплая Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделами: придел Григория старстотерпца, да придел Макария Желтоводского чудотворца, древяна на клетцы, глава и крест обиты жестью. А в церкви Божией милосердия образ местный Нерукотворного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на золоте, венец серебрян позолочен, да образ местный Георгия страстотерпца, да образ местный Воскресения Христово, образ местный Пречистой Богородицы, образ Макария Желтоводского чудотворца, образ Николы чудотворца с чудесами. Деисус и праздники и пророки и праотцы все на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж.


Да в приделе Георгия страстотерпца образ местный Георгия страстотерпца с чудесами. Двери Царские и сень и столбцы все на золоте. Другой придел Макария Желтоводского чудотворца. В приделе образ местный Макария Желтоводского чудотворца на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж. Да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир и лжица оловянные. Да книг: Евангелие напрестольное печатное евангелисты серебреные позолочены, да в двух приделах Евангелия письменные; Устав печатный; 12 миней месячных; два Пролога письменные; Служебник печатный; Потребник печатный; Псалтырь печатный; Апостол; Часовник - печатные; Псалтырь печатная.


Да в ризнице ризы камчатые белые, стихарь дорогильный, пояс шелковый, поручни, епатрахили. Да на колокольнице 7 колоколов, весу в них по смете 50 пуд. И церковь с приделы и в церквии в приделах Божии милосердия образы и книги и ризы и всякое церковное строение и на колокольнице колокола строение гостиной сотни тогового человека Федора Лукьянова Веневитинова.


А земли под теми церквами и под кладбищами в длину 26 сажен, поперек 24 сажени. Да на церковной же земле дворы поповы: двор попа Федосия, в длину двора его и с огородом 36 сажен с четью, поперек 25 сажен. Двор попа Василия, в длину двора его и с огородом 35 сажен с четью, поперек 14 сажен. Да на церковной же земле кельи бобыльские: келья Якушки Смольнина, келья Олешки Федорова отпущенника Веневитинова, келья Олешки плотника, келья Ивашки Осипова, келья Васьки Шабардина, келья Кондрашки портного мастера, келья Микитки пастуха, келья Елисейки Иванова. И всего на церковной земле 8 келий бобыльских, а людей в них тож, кормятся работою своею, люди бродящи, а иные нанимаются на судах в ярыжные. А оброку они платят попу Федосею да попу Василию на год с кельи по две гривны, итого рубль 12 алтын. А земли под теми бобыльскими кельями в длину 47 сажен, поперек 23 сажени. Да на церковной же земле по другой стороне улицы двор бобыльский Андронки Федосеева. В длину двора его и с огородом 22 сажени. Оброку он попам платит по десяти алтын".


Данные этой описи заставляют думать, что в пожар 1630 г. сгорела не только каменная церковь Николы Можайского, но и бывшая при ней теплая Георгиевская церковь. Описываемая Бартеневым церковь уже новой постройки; в память же о прежней церкви новый храмоздатель устроил только придел того же имени. Этой описью заканчиваются также и письменные свидетельства о Никольской церкви. Дальнейшая ее история восстанавливается уже только преданием.


По преданию, каменная церковь Николы Можайского после пожара 1630 г. была восстановлена храмоздателем купцом Веневитиновым. Каком году было это восстановление, не известно. При этом, надо думать, первоначальный вид церкви изменен и она перестроена по типу каменных церквей г. Мурома, появившихся около того же времени, например, Вознесенской, Георгиевской.


Новопростроенная церковь была впоследствии освящена уже в честь Казанской иконы Божией Матери. (Примечание: Это переименование Никольской церкви в Казанскую произошло не ранее конца XVIII столетия. Основанием для такого мнения служит отметка в окладных книгах 1676 г.: "Церковь Нерукотвореннаго Спаса да церковь Николая Чудотворца Можайского. А тое церкви Николая Чудотворца приход приписан к церкви Спаса Нерукотвореннаго образа потому, что та церковь построена близ тое церкви". Очевидно, в это время церковь не была еще переименована. Не именуется церковь Казанской и в описи г. Мурома 1760 года) С южной стороны к Казанской церкви примыкает придел в честь Николая Чудотворца Можайского. По преданию, он стоит на месте храма того же имени, построенного царем Иваном Васильевичем. О времени постройки того храма также не сохранилось сведений. Известно только, что в 1820-25 гг. этот храм был распространен на средства помещика А.И. Гейциг.


С северной стороны к Казанской церкви примыкает холодный Спасский придел, сообщающийся с ней тремя арками. Придел этот устроен в последней четверти XVIII столетия на средства помещика Ив. Ник. Гейциг, отца вышеупомянутого храмоздателя.
К западной стене Казанской церкви примыкает колокольня с шатровым верхом. Время постройки ее не известно, но над входом в колокольню высечен 1788 г. Может быть, это год ее построения, хотя, судя по своей архитектуре она скорее подходит к XVII веку.


В восьмидесятых годах текущего столетия и в Казанском храме и в колокольне стали заметны следы обветшания и разрушения, а потому стены храма и колокольни были ремонтированы и покрыты цементом. В девяностых годах ремонтирован был храм с приделами и внутри.
Престолов в храме в настоящее время три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, а приделах во имя св. Николая Чудотворца и Нерукотворенного образа Иисуса Христа.


Что касается внутренних церковных украшений, то они большей частью принадлежат позднейшему времени. Сохранилось только несколько древних икон и то, частью обновленных. Древние иконы: св. великомученика Георгия, свв. Гурия, Симона и Авива с изображением чудес (эта икона особенно чтима прихожанами, на ней устроена в 1889 г. дорогая - 1200 руб. - серебряная вызолоченная риза), Нерукотворенного образа (в клеймах по сторонам иконы изображены в лицах сказания, связанные я ним), другая икона Нерукотворенного образа, возобновленная в 1875 г., Николая чудотворца, Владимирской Божией матери. Надписей, свидетельствующих о времени происхождения этих икон, нет.


Современная утварь и ризница церковная не отличаются особенным богатством. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (3830 руб.) - 153 руб. и от служб и требоисправлений до 580 руб. в год. Домов церковных для членов причта нет.


Земли при церкви по плану генерального межевания значится под церковью и кладбищем (ныне упраздненным) 753 кв. сажен и под домами горожан 1155 кв. сажен.
В приходе по клировым ведомостям числится 431 душа мужского пола и 482 женского; все православные и живут в городе.


[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.153-157]