Наверх
Оставайся на связи

Георгиевская церковь



Находилась на северо - восточной окраине города в Кожевниках. До середины 17 в. была деревянной. Каменный храм возведен на средства муромца Сидора Лопатина в 1651 г. Пятиглавая, одноапсидная с трапезой и колокольней. Закрыта и снесена в 30-е гг. 
 

47bed8b52ac9c.jpg Георгиевская церковь находится на северо - восточной окраине города Мурома на берегу р. Оки, в "в Кожевниках", как значится в старинных актах. Упоминается в первый раз эта церковь в сотной выписи г. Мурома 1574 г. Описание этой церкви находим в описи Бартенева 1637 г. " За осыпью в Кожевниках на берегу под горою церковь великого страстотерпца Георгия с приделом св. страстотерпцев Бориса и Глеба древяна клетцки с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный великомученника Христова Георгия на празелени, венец и гривна серебреные, басменные, позолочены. Да образ Пречистой Богородицы Одигитрии, да образ великого чудотворца Николы - оба на празелени. У них венцы и гривны серебреные, оба на басменые, позолочены. Да образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Крест Воздвизальный обложен серебром. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в тябле деисус да девять образов - все писаны на празелени. 
 

Да в алтаре на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Да в приделе Божия милосердия образ местный великих страстотерпцев Бориса и Глеба. Да на той же доске писан благоверный князь Владимир. А был тот образ обложен серебром и тот ободрали литовские люди как приходил Лисовский. А у святых страстотерпцев Бориса и Глеба венцы и гривны серебреные позолочены, басменые. Да образ местный же Покров св. 
 

Богородицы на празелени, да образ преподобных отцов Сергия и Никона радонежских чюдотворцев на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Да в церкве книг: Евангелие напрестольное письменное, а евангелисты медные, Триодь цветная, другая Триодь постная обе письменные. Шестодневник да охтай письменные же. Два Пролога да сборник да Апостол, да Трифоль письменная ж. Евангелие толковое печатное, Псалтырь печатный же, печать московская, служебник печатный ж. Да в церкви кадило медное да на колокольнице четыре колокола, а в них весу пуд с полтритьяцать.


А церковь и в церкви образы и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строение приходных людей муромских посадских. А земли под тою церковью и что около той церкви кладбища в длину 20 сажен, поперек 12. Да на церковной же земле двор попа Федора. Да на его же поповском дворе кельи бобыльские: келья Федьки Федотова, келья Карпунки Васильева. А земли под тем поповским двором и под бобыльскими кельями в длину 18 без трети, поперек 17 сажен. Да на церковной же земле кельи бобыльские: келья Дорофейки Давыдова, келья Федьки Евлантьева, келья Антонки Андреева, келья Андрюшки Прокофьева. А земли под теми бобыльскими кельями в длину 20 сажен, поперек 6 сажен. И всего на церковной земле 6 келий бобыльских, людей в них тож, кормятся по миру, а иные нанимаются на суда в ярыжках. А оброку они дают Егорьевскому попу Федору с кельи на год по две гривны, итого рубль, шесть алтын, четыре денги". В дополнение к этой описи следует прибавить, что рядом с Георгиевской была другая деревянная церковь Святого мученика Никиты, но эта церковь сгорела во время Литовского разорения. Эта церковь была строение муромца посадского человека Сидора Лопатина и дяди его схимника Иосифа. Сведения об этой церкви находятся в храмозданной грамоте, данной Рязанским епископом Мисаилом в 159 (1651) году. Этой грамотой преосвященный Мисаил благословил Сидора Лопатина вместо деревянной церкви построить каменную церковь во имя великомученика Георгия с приделами св. мученика Никиты и св. мученика Бориса и Глеба. Придел во имя мученика Никиты предполагался теплый.


В каком году построена церковь, сведений о том не сохранилось, но наружный вид ее сохранился до настоящего времени без существенных изменений, так что и эта церковь является хорошо сохранившимся памятником церковного зодчества XVII в. 
 

Церковный фундамент выложен из крупного голыша и песчаника; цоколь из крупных плит известняка, а стены и своды из тяжеловесного крупного кирпича. Связи в начале были деревянные, но потом неизвестно когда заменены железными, которые пропущены сквозь стены и снаружи укреплены болтами. Церковь имеет вид куба, к которому с востока примыкает алтарный выступ, а с запада так называемая трапеза; над кубом на глухих фонарях возвышается пять глав.


Внутри церковь разделялась в направлении от восточной стены к западной сплошной глухой стеной. В южной половине была холодная, а в северной теплая церковь. Но внутри теплой церкви под сводом собственно храма устроен другой соответственно высоте свода трапезы, так что между сводами пустое темное пространство. В это пространство в западной стене храма устроен вход, куда можно проникнуть с крыши трапезы. 
 

В 1865 г. в стене, отделяющей холодную церковь от теплой, проделаны арки и таким образом вся церковь обращена в теплую. К западной стене теплой церкви примыкает колокольня. Так как кирпич, из коего построена колокольня, мельче, чем кирпич церкви, то можно думать, что колокольня позднее перестраивалась, что она отодвинута к северу. 
 

К западному ходу в 1887 г. пристроена кирпичная паперть.
Первоначально в церкви было три престола: в холодной во имя великомученика Георгия и св. мученик Бориса и Глеба, а в теплой во имя св. мученика Никиты, но в 1820-25 гг. Борисоглебский придел, за теснотой алтаря, упразднен и ныне остаются только 2 престола. 
 

Иконостасы в церкви нового устройства. В них находятся старинные иконы: Спасителя в новой серебряной ризе, великомученика Георгия Победоносца в житии; у св. Георгия правая рука сложена для крестного знамения двуперстно, икона Нерукотворенного Образа в новой серебряной ризе и св. мученика Никиты. Эта икона особенно чтима не только прихожанами, но и жителями окрестных селений; великомученику молятся о даровании больным младенцам здравия. Кроме этих местных икон сохранились и другие древние иконы. Сохранились два напрестольных Евангелия: первое печатано при патриархе Филарете в 7136 (1628) г., а другое при Петре I в 1701 году, и небольшой наперсный крест с частицей св. мощей, как видно из надписи: Григория Богослова, благоверного кн. Константина и чад его - Муромских чудотворцев. Современная утварь и ризница церковная довольно богаты. 
 

В церковном архиве сохранилась грамота, данная в 169 (1651) г. архиепископом Рязанским Мисаилом на построение каменной церкви во имя великомученика Георгия.
Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается процентов с причтового капитала (2906 руб.) и от служб и требоисправлений до 450 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Земли при церкви до 1245 саж.
В приходе по клировым ведомостям числится 102 души мужского пола и 104 женского; все православные и живут в городе.
При церкви имеется церковно - приходская школа; учащихся в 1896 г. было 53. 
 

[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.150-153]