Наверх
Утраченные церкви
Собор рождества богородицы


Муромский Богородице Рождественский собор занимает самое лучшее место в городе, на горе называемой Воеводской, возвышающейся над рекой Окой. Когда основана в первый раз в Муроме соборная церковь, сведений о том не сохранилось. В данном случае история города Мурома разнится от истории старинных городов. Обыкновенно в старину князья великих и удельные строили в своих городах каменные храмы; которые становились соборами этих городов. Так было во Владимире, Суздале, Юрьеве и Переславле Залесском. Но в Муроме первоначальная церковь, построенная князем Константином по принятии христианства муромцами, была Благовещенская церковь в нынешнем Благовещенском монастыре, где и покоятся мощи просветителя города Мурома.


47bed233b8641.jpg Естественно было бы, чтобы Благовещенская церковь стала собором. Но по каким-то причинам этого не случилось. Может быть, центр города, то есть города в старинном смысле этого слова, был перенесен на другое место, вместе с этим должен был устроиться на новом месте и главный городской центр. А что такое перенесение действительно было, это подтверждается замечанием, что монастырь Благовещенский находится "в "старом городище". Когда и по какому случаю произошло перемещение городского кремля, сведений о том не сохранилось.


Если принять во внимание, что в Богородицком соборе покоятся мощи благоверного князя Муромского Петра и супруги его Февронии, которые скончались, по показанию пролога, в 1228 году, то можно думать, что основание соборный церкви произошло не позднее начала XIII века. В противном случае, князь и княгиня были бы погребены в Благовещенской церкви.


В этой соборной церкви св. Иона, архиепископ Рязанский и Муромский, бывший в последствии митрополитом Московским, принял на свою епитрахиль с рук князя Ивана Ряполовского юных князей Иоанна и Юрия, детей великого князя Московского Василия Васильевича Темного, гонимых Димитрием Шемякой.


В 1468 году здесь молился, помня свое избавление от злобы Шемякиной, великий князь Иоанн Васильевич III. В 1549 и 1552 годах здесь молился также царь Ивам Васильевич Грозный. Последний, по свидетельству описи Бартенева 1637 года, вместо дотоле бывшей деревянной церкви построен каменный соборный храм. У Бартенева имеется следующее описание этого соборного храмах. "В городе соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы о трех верхах с папертью, паперть каменная же, а в церкви верхние своды разселись до паперти и во многих местах сыплятся, в приделе верховных апостол Петра и Павла да в том же приделе лежат Муромские чудотворцы благоверный князь Петр и княгиня Феврония. Строенье та соборная церковь блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии, а в соборной церкви Божия Милосердия - по росписи протопопа Федора - образ местной Преч. Богородицы Одигитрии в киоте, у киота на затворех праздники Богородичны да Муромских чудотворцев на золоте, поставленья тот образ блаженныя памяти царя Ивана Васильевича, обложен серебром, басма чешуйчата, венец чеканный серебрян с короною, а в венце и на короне пять яхонтов да винис (sic) и бечать 25 каменей, да у каруны же 7 зерен бурмицких жемчужных, да другой венец жемчужный, ожерельице и зарукавье жемчужное же. Да у того ж образа прикладу: цата с розным каменьем да десять золотых, да три креста аспидных обложены серебром, да семь крестов серебряных, да две гривны басменые да гривна витая, двои серги одинцы да серги жемчужные, двои серги лапки серебреные позолоченые. Да у Богородицы пелена серебреная на зелени дорогая.


Другая пелена бархатная черная камка червчата. по концам шито золотом да серебром. А окладу того образа венцы и корона и гривны золотые (и) серги и пелены и покров, строение мирское многих оброчников, а иное прежнего протопопа с братьею Ивана. Да пред тем же образом подсвечник серебряный, яблоки золочены. Поставлен этот подсвечник боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым. Да местный же образ Рождества Пресвятой Богородицы обложен серебром басменым, венцы сканые. Да образ на аналое Пречистой Богородицы Казанской обложен серебром, вегец резной. Поставлены те образа муромца Ивана Чегодаева. Да образ же Всемилостивого Спаса на празелени, да образ Живоначальной Троицы, да образ Никола Чюдотворца, да образ Одигитрии, да образ муромских чюдотворцев благоверного князя Петра и Февронии, да образ муромских чюдотворцев с деяниями все писаны на празелени. Да пред теми же местными образами восемь свеч поставных с красками. Поставлены те свечи протопопом Иваном з братией и иных обротчиков. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запретсольный на празелени. Да крест да двери Царские и Сени и столбцы на рези. Да в алтаре крест Воздвизальный обложен серебром. Да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир и лжица серебряна, кадило серебреное (серебро) церковное. Да два сосуда оловянные. В тябле деисус, праздники и Апостолы и пророки все написаны на празелени, поставленье блаженной памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея России.


Да в приделе образ верховных Апостол Петра и Павла шести листовой на празелени (да образ муромских чюдотворцев благоверного князя Петра и княгини Февронии обложен серебром басменым), венцы басменые. Прикладу четыре золотых да тринадцать басменных, две гривны витые, три креста серебреные. Да в приделе ж рака каменная, а в ней лежат муромские чюдотворцы князь Петр и Феврония, покрыты сукном черным. А над ракою образ князя Петра и Февронии и с деянием. Да в алтаре образ Пресвятой Богородицы запрестольный на празелени. Двери Царские и столбцы и Сеньи, в тябле деисус на празелени, строение протопопа Ивана з братией и мирских людей. Да в церкви книг: Евангелие запрестольное печатное, печать московская, евангелисты серебряные позолочены. Да другое Евангелие печатное ж, печать литовская, евангелисты медные. Два охтая, две треоди печатные, 12 миней письменных, два пролога письменных месячных. Даны то есть книги государем. Да книг же 6 миней печатных месячных, да минея общая, да служебник печатный же, печать московская. Евангелие толковое письменное, два трифоля полуустава письменные же. Служебник печать литовская. Да пред деисусом паникадило медное. Да в церкви же два кадила медные, да две чары церковные, в чем воду святят, одна медная, другая булатная строение протопопа Ивана с братьею. Да в ризнице покров бархатный, бархат черный. На нем образы благоверного князя и княгини Февронии шиты по багровой камке. В облаке образ Пречистой Богородицы Воплощения обнизан жемчугом. А у чюдотворцев венцы низан жемчугом же, а в венцах четыре яхонта да два камня изумрудных. А около покрова до подножия низаны жемчугом. А венцы и около риз шито кинителью. Да пелена тавта зеленая.


47bed3fd0d7df.jpg Да в ризнице три ризы камчатые, стихарь камчатый же, другой стихарь дорогой двуличные, четыре ризы миткалиные, а у риз у всех оплечье атлас золотной, шесть стихарей подризных миткалиных, оплечье у всех атлас золотной же, шесть епатрахилей бархатных, да шесть наручни. Да на колокольнице 4 колокола, а в них по смете весу пуд сорок. А даны эти покров, ризы, колокола и сукно, что покрыта рака, блаженной памяти государя царя и великого князя Феодора Иоанновича. Да по стороне той соборной церкви теплая церковь муромских чюдотворцев благоверного князя Петра и Февронии древяна брусяная на подклете. А в церкви Божией милосердии образ местной муромских чюдотворцев, да местный же образ Живоначальной Троицы, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии все писано на празелени, да образ Пречистой Богородицы запрестольный. Двери Царские и сени и столбцы и в тябле деисус на празелени.
Строение церковь и в ней Божие милосердия образы и всякое строение церковное протопопа Ивана з братией, а иное мирское. А под тою соборною каменною церковью и под теплым храмом и под кладбищем и что около церкви земли в длину двадцать две сажени с полусаженью, поперек шестнадцать сажен. Да под тою церковью две полаты, а в них всякий городовой снаряд: пушки и ядра железные и каменные и свинец и зелье".


Таков был Муромский собор во второй четверти XVII столетия. Этот памятник русской церковной архитектуры XVI в. Существует здесь и в настоящее время, но уже не в первоначальном виде. Вместо трех на соборе возвышается пять глав; вокруг храма идет открытая галерея с трех сторон; в нижнем этаже в прежней палатке устроен храм. И внутренняя отделка и украшения храма принадлежат уже новому времени. Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. Апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Алексия человека Божьего и Марии Магдалины; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев благоверного князя Петра и княгини Февронии. Главную святыню храма составляют мощи благоверного князя Петра и княгини Февронии, которые покоятся в раке, устроенной, как видно из надписи на ней, в 1797 г. на средства "Московского именитого гражданина и Высокоблагородного надворного советника и градского головы Василия Яковлева Жигарева". Рака кипарисная, обложена медью, снаружи вызолочена. Над ракой устроена сень на четырех резных колоннах. На св. мощах лежит бархатный покров, приложенный, как было отмечено выше, царем Федором Иоанновичем в 1594 г.


Главный престол обложен медными высеребряными досками с чеканными на них изображениями Тайной вечери, Рождества Пресвятой Богородицы, Моления о чаше и св. апостолов Петра и Павла. Иконостас пятиярусный. В нижнем ярусе иконы Господа Вседержителя, Рождества Пресвятой Богородицы, св. апостолов Петра и Павла, Смоленской Божией Матери, Божией Матери, именуемой "Звезда лучезарная", Распятие Иисуса Христа с предстоящими в серебряных вызолоченных ризах, частью украшенных драгоценными камнями и жемчугом. На аналое перед солеей лежит небольшой крест с частицами св. мощей разных угодников Божиих; происхождение этого креста не известно.


В приделах иконостасы резные дубовые. Здесь обращают на себя внимание две старинные иконы Муромских чудотворцев благоверных князя Петра и княгини Февронии в житии. На южной стене храма в стеклянном футляре хранится венок с могилы императора Александра II, пожалованный городу Мурому в 1887 году императором Александром III в память посещения Мурома Александром Вторым в 1837 г.


В храме нижнего этажа во имя свв. Петра и Февронии обращает на себя внимание лицевое изображение жития этих чудотворцев, написанное на 10 досках.
Утварь и ризница церковная довольно богаты. Имеется 10 напрестольных Евангелий: 1) Евангелие - средник и Евангелие серебряные, издание 1698 года, 2) Евангелие в таком же окладе с надписью: "Лета 7189 в 15 день сентября приложил в Муромский уезд в Борисоглебский монастырь в церковь Рождества Христова стольник Стефан Димитриев Борисов", 3) Евангелие издания 1657 г., 1663 г., 1640 г. Напрестольных серебряных вызолоченных крестов имеется 6, сосудов также 6. На одном из серебряных кадил имеется надпись: "Лета 7159 сделано сие кадило в Муром с соборную церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Муромских чудотворцев Петра и Февронии в церковном серебре при протопопе Василии..." Из описи Бартенева мы видели, что в то время рядом с каменной соборной церковью существовала деревянная церковь во имя св. Петра и Февронии. В настоящее время этой церкви уже не существует. Когда она упразднена, с точностью не известно.


Но в настоящее время рядом с соборным храмом существует каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного образа. По устному преданию, этот храм устроен в конце XVIII столетия Муромским купцом Бушуевым. До устройства отопления в Богородицком соборе этот храм был теплым соборным, и в нем богослужения совершались в зимнее время.


Престолов в этом храме два: главный в честь Спаса Нерукотворенного образа, в приделе в честь иконы Божией Матери, именуемой Муромской.
В связи с Спасской церковью находится довольно высокая соборная колокольня; время построения ее не известно. Один из колоколов на ней (весом в 300 пудов) отлит в 1753 г. К собору приписана часовня, устроенная в стенах детского приюта. В часовне имеется иконостас со вставленными в него разными св. иконами. Из этих икон своей древностью и украшениями отличается икона Спаса Нерукотворенного образа.


Причт при соборе состоит из протоиерея, двух священников, диакона и трех псаломщиков. На содержание причта получается: жалование от казны 1421 руб., процентов с причтового капитала (10129 рублей) - 406 руб. 27 коп. и от служб и требоисправлений до 1500 руб., а всего около 3430 руб. Члены причта живут в собственных домах.
Земли при церкви усадебной 1 дес. 158 саж. Прежние земельные владения соборного причта отобраны в казну в 1764 году. Прихода при соборе нет.


[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.136-143]