Наверх
Оставайся на связи
Олег Шапиро
Города красивы не только снаружи, но и внутри
Куратор фестиваля «Арт-Овраг», кандидат архитектуры и партнер архитектурного бюро «Wowhaus» (wowhaus.ru), которое известно своими работами с институтом «Стрелка», парком Горького, «Музеоном» и другими московскими проектами.
С Олегом Аркадьевичем мы побеседовали о новейших тенденциях в преобразовании городского пространства, проблемах современной городской среды и роли современного искусства в их разрешении, а также о фестивалях, развивающих малые городов – как раз таких, как «Арт-Овраг».

На данный момент Олег Шапиро курирует несколько проектов и постоянно находится в разъездах, но наши друзья, которые занимаются организацией «Арт-Оврага», охотно согласились догнать Олега Аркадьевича и задать ему несколько вопросов.

Работая с «Арт-Оврагом», вы сделали площадкой не часть города, а город целиком. Это радикальный и смелый шаг, как вы решились на него?

Идея самого «Арт-Оврага» была придумана до нас, а мы пришли уже на третий год его существования. Изначально организаторы фестиваля видели его на месте городского парка, где находится овраг – собственно, именно поэтому он называется именно так. Концепция «Арт-Оврага» изначально охватывала множество тем, начиная от искусства и заканчивая спортом, и все эти направления формировались благодаря не только кураторам, но и местным жителям. В итоге мы полностью сохранили название и главную идею, и сумели их развить.

В чем главная идея фестиваля?

Присоединившись к команде «Арт-Оврага», мы дали ему определение и четкую направленность – фестиваль современной городской культуры, созданный, чтобы сделать жизнь в городе интереснее, а сам город – полезнее для людей. Более того, мы стремились сделать не стандартный кураторский проект, а событие, в котором максимально участвовали бы жители Выксы.

И все получилось – идея соучастия и сопереживания во всех проектах фестиваля максимальна: например, в рамках программы «Арт-Двор» мы перестраиваем детские площадки, и это тоже происходит при участии горожан. В целом, в стремлении изменить город, сделать его удобнее и красивее, мы разделили Выксу на несколько важных, как нам кажется, частей: Городской парк, прибрежная территория с прудами и, конечно, сам город. Собственно говоря, в каждой из этих частей мы что-то пытаемся улучшить.

IMG_454825-1600x1067.jpg

Олег Аркадьевич, фестиваль длится несколько дней, в него вкладывается огромное количество средств и энергии. А что же дальше?

Мы стремимся как раз к тому, чтобы проект в конечном итоге развивался силами людей, вызывал в них желание проявлять инициативу. Кураторство закончится, ведь оно не вечно, поэтому важно, чтобы жители продолжали наше дело самостоятельно. Нам хочется, чтобы город становился лучше не только снаружи, но и изнутри, и видим плоды уже сейчас – проект вышел за пределы одной площадки, причем намного больше, чем может показаться.

Кстати, у нас есть студенческое сообщество и группы молодых архитекторов, которые разрабатывают за свой счет планы развития отдельных участков города – то есть, идеи о развитии Выксы предлагают и наши ребята, и сами горожане, а это намного лучше, чем генплан. Самое интересное, что все проекты хоть и не ежесекундные, но более, чем реальные.

Сейчас ваши идеи о проведении фестиваля охотно поддерживаются, а когда вы впервые пришли с идеей, что Выксе нужно меняться, как это было воспринято жителями?

Нормально воспринято. На тот момент, когда мы пришли, этот фестиваль уже существовал и был весьма популярен, ведь несмотря на то, что городская культура и искусство – не самая развитая в России вещь, люди понимают, что искусство бывает разное: есть «холодное» аналитическое, а есть эмоциональное. То есть, все, что связано с искусством в целом и его ролью в современной культуре в частности, мы связываем с жизнью и людьми в городе, между ними нет пропасти.

Как нам кажется, главное достижение за последние два года – это то, что люди безоговорочно приняли фестиваль: «Арт-Овраг» перестал пугать и раздражать, он стал родным, «своим». Сейчас, мне кажется, многие люди, особенно молодые, ждут и активно принимают участие во всех проектах.

Сейчас о фестивале «Арт-Овраг» знают далеко за пределами Нижегородской области, в том числе и за границей. Чья это заслуга?

Популярность фестиваля – заслуга городских властей и, конечно, самих создателей. Изначально событие организует и оплачивает ОМК (Выксунский металлургический завод, который входит в состав Объединённой металлургической компании. — Прим. ред.), и происходит это при поддержке благотворительного фонда «ОМК-Участие». «Арт-Овраг» – их фестиваль, их инициатива, их энергия и их деньги.

Понятно, что ОМК – главное предприятие в этом городе, поэтому администрация охотно взаимодействует с фестивалем, предоставляя все возможности для творчества и развития. Дело в том, что в малых городах интересные мероприятия происходят реже, чем в мегаполисах, а жителям нужны события и занятия. Конечно, металлургия – это хорошее занятие, но не все ведь хотят быть металлургами, поэтому чем больше событий, тем разнообразнее жизнь в городе. Слава богу, администрация города это понимает, а ОМК – поддерживает.

С какими сложностями вы сталкивались, когда начали реализовывать «Арт-Овраг»?

Таких сложностей, чтобы кто-то противодействовал, не было. Другое дело, когда мы делаем дворы или инсталляции в городе, нам нужно согласование – мы заранее все обсуждаем все с местной властью, и, к сожалению, нельзя сказать, что помощь в согласовании всегда приходит вовремя. У нас там есть своя команда, свое представительство, которое непосредственно на месте решает вопросы поддержки. Пока нам удается. За время существования «Арт-Оврага» в Выксе успел смениться мэр, и нынешний, поскольку он уже подготовлен, помогает этому полезному для города событию.

IMG_94202.jpg

Творчество создается там, где хотят творить – получается, фестиваль, подобный «Арт-Оврагу» может появиться абсолютно в любом городе? Из того, что вы говорите, я понимаю, что здесь имеет место сочетание нескольких важных факторов.

Конечно, такой фестиваль может проходить в любом городе, ведь он необязательно должен быть таким крупным. В случае с «Арт-Оврагом» есть завод, который готов вкладываться финансово, и есть город, который понимает и поддерживает, а это главные составляющие успеха.

Размер города имеет значение?

Люди в малых городах не очень активны, но, как мне кажется, именно маленькие города, которые обеднены событиями, как раз и должны стремиться к проведению таких мероприятий. Нужна инициатива, нужны деньги, нужна власть, которая поддерживала бы движение. Еще нужен куратор: местный или приглашенный.

Муром – небольшой провинциальный город. Можно ли провести фестиваль, подобный «Арт-Оврагу», у нас?

Можно сделать фестиваль с меньшим размахом, главное – чтобы было желание, а силы для реализации всегда найдутся, поэтому если есть стремление – то можно провести и в Муроме.

Олег Аркадьевич, у вас достаточно большой диапазон работ: градостроительные, архитектурные, арт-проекты, кураторство фестивалей. Что из этого вам больше по душе?

Мы выражаемся во всем. Роль архитектора значительно меняется, он должен уметь работать во всех областях, ведь современная архитектура связана не только с производством домов, но и с изменением пространства вокруг них. По сути, мы занимаемся программированием среды, а кураторство – непосредственная часть этого процесса.

Безусловно, архитектор должен быть активистом, а это не только проецирование активности на фестиваль, но и активное участие, потому что с позиции архитектора, человека довольно синтетической профессии, многие проблемы территорий, городов и населения видятся шире. Если у представителя этой профессии есть силы говорить об этом – хорошо, но мы стараемся еще и делать. Это большой вопрос, где начинается и где заканчивается ответственность архитектора. .

Для нас лично фестиваль – очень близкая тема. Нам интересно, как адекватная политика может поменять город.

IMG_9215.jpg

Какой из проектов можно назвать вашим любимым?

С проектами всегда так: любимый тот, которым ты сейчас занимаешься, ведь он поглощает больше всех сил. А самый нелюбимый, как правило, тот, работа над которым уже закончилась, потому что смотреть на него бесконечное количество раз уже невозможно.

Тем не менее, к нему можно вернуться через месяц, два, год, и уже тогда хочется что-то поменять. Однако мне кажется, это не совсем адекватная история, потому что жизнь меняется. Архитектура вообще приспосабливаемая, у нее функция избыточного объекта, поэтому и воплощения могут жить долго. В этом смысле, если хочется поменять, надо сдерживаться. Мы сдерживаемся.

Можно сказать, архитектура тесно взаимодействует с жизнью, поэтому жизнь сама все поменяет. У нас, например, есть масса объектов, которые нас сформировали, что-то в нас самих новое открыли, поэтому мы не делим проекты на большие и маленькие, интересные и не очень. Мы убеждены, что в любом проекте можно найти интересную, пусть и маленькую, задачу, которую любопытно решить.

Большое спасибо за то, что в своем плотном графике нашли время для promurom.ru. Желаем успехов в реализации «Арт-Оврага 2016» и других ваших проектах!


главный редактор promurom.ru