История древнего Мурома
Название города Муром происходит от финно-угорского племени мурома. Впервые Муром упоминается в Повести временных лет под 862 годом:
"...в лето 6370 (862) ... И по тем городам... перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьсте (Полоцке) кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома..."
Первым удельным муромским князем считается Глеб Владимирович.
Племя мурома "сидело" на реке Оке, самом большом притоке Волги, еще в VI-VII веке и к IX веку имело уже большое поселение. Племя рано завязывает торговые связи со своими соседями - славянами и булгарами. Мурома продают мех куницы и белки, соболя и лисицы, пчелиный воск, рыбу, а взамен берут ремесленные изделия, изготовление которых у племени было развито слабо.
Постепенно в поселение проникают славянские ремесленники, а затем и дружинники: Муром становится славянским городом со всеми присущими ему особенностями того периода. Строятся укрепления, возводятся деревянные стены. Славянская дружина занимает главенствующее положение, город превращается в крайний восточный форпост Руси. На высокой горе, там, где сейчас находится Окский парк, дружина устраивает крепость.
Долгое время Муром был крайним восточным форпостом Руси. Он располагался на перепутье торговых путей между Русью и Булгарией. Киевский князь Владимир завещал Муром своему сыну Глебу. По преданию князь Глеб, получив город Муром в удел, предпринял попытку обратить его население в христианство, но потерпел неудачу и был вынужден спасаться от недовольства в укрепленном дворе. Со временем Муром все более и более приобретает значение как торговый центр.
Неоднократно нападали на Муром булгары, пока здесь не закрепилось превосходство русичей, чему способствовали победы над булгарами князя Святослава Игоревича (в 964 году) и его сына князя Владимира (в 981, 982 и 985 годах).
Относительно длительные мирные периоды способствовали развитию ремесел и торговли. Муром все больше укреплял свое значение видного русского города на Оке. Вместе с тем разгоралась борьба русских князей за обладание городом. Они стали смотреть на Муром, как на вотчину, которая наследовалась сыновьями в семье.
Так, киевский князь Владимир завещал Муром старшему сыну Глебу. По преданию князь Глеб предпринял попытку обратить население города в христианство, но потерпел неудачу и был вынужден спасаться от недовольства в укрепленном дворе.
Очень скоро
город Муром становится одним из торговых центров северо-восточной Руси. Он славится ремеслами: гончарным, кузнечным, косторезным, металлообрабатывающим. В
Муроме процветает торговля с булгарами, Рязанью, Черниговым. Народные предания, былины свидетельствуют о том, что после принятия Владимиром христианства на Руси верховный киевский жрец Перуна - Богомил стал предводителем разбойников под именем Соловья-разбойника. Вот и приходилось муромским купцам ехать в Черниговскую Русь не прямо, а по Оке, Волге, волоком до Днепра, а с него в ладьях на Десну. Народное предание не случайно связало с
Муромом былинного героя, сына крестьянского Илью Муромца, сумевшего победить Соловья-разбойника во время поездки в Киев.
Крепнувшие связи с Черниговской Русью решили дальнейшую судьбу Мурома.
С 1054 года он становится владением черниговских князей, которые превращают его в центр Муромо-Рязанского удела. После княжеских распрей и съезда русских князей в Любече в 1097 году Муром попал в удел Ярославу. Князь угрозами и посулами заставил муромцев принять христианство и крестил народ в Оке. Это событие он отметил строительством церкви Благовещенья, на месте которой впоследствии был основан монастырь.
Сыновья Ярослава после междоусобной войны разделили княжество на два самостоятельных - Муромское и Рязанское, чем сильно ослабили положение Мурома, из-за чего он не раз становился добычей булгар. Лишь после того, как Муром стал вотчиной владимиро-суздальских князей, он укрепил свое значение и продолжал стоять на страже восточных рубежей Руси. В 1160 и 1172 годах муромцы разгромили булгар. Но лишь после основания в 1221 году Нижнего Новгорода времена набегов булгар для Мурома миновали.
Монголо-татарское нашествие не обошло стороной город. Когда в 1237 году татарский хан Батый вторгся в Рязанскую землю и потребовал десятую часть имущества, муромский, рязанский и пронский князья гордо ответили: "Коли нас не будет, то все ваше будет". Через два года один из татарских отрядов сжег город до тла. Людей в Муроме переписали и обложили данью. Защищать город было некому. Русские князья по-прежнему вели междоусобную борьбу. Сыновья Александра Невского - Андрей, правивший в Городце, и Дмитрий, живший в Муроме, никак не могли поделить власть. Более коварный Андрей в 1281 и 1293 годах приводил к Мурому татарское войско, и оно легко расправлялось с жителями, унося с собой все ценное и сжигая дома. В конце концов, город опустел. Князь и все его люди покинули Муром и основались в Борисоглебском монастыре.
Летописные данные свидетельствуют, что почти полвека Муром был безлюден и возродился лишь в 1351 году. Но через два года некий Федор Глебович, выпросив ярлык на муромское правление у татарского хана, изгнал Юрия.
Появлялись на русских землях новые силы, укреплялось Московское княжество, объединившее вокруг себя всех, кому были дороги интересы Руси. В 1380 году в битве на Куликовом поле принимали участие и муромские воины, сражаясь в засадном полку, который и решил исход сражения. В 1392 году московский князь Василий, сын Дмитрия Донского получает ярлык на владение Муромом. Вскоре после этого город фактически входит в Московское княжество, как один из пунктов на восточной границе. Принимаются меры к укреплению муромского Кремля. Но татары еще не раз появляются у стен города. Когда в 1537 году у стен Мурома появился казанский хан Сафа-Гирей, он не смог проникнуть в город.
В одном из залов краеведческого музея хранятся серебряные трубы муромского полка. Надо сказать, что муромская дружина всегда отличалась храбростью.
В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь. На улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, с берега Оки раздавался стук топоров, готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску. С высокого левого берега, будто бы на том месте, где сейчас стоит Козьмодемьянская Церковь, из своего шатра он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда войско пошло на Саканский лес и далее. В его рядах навстречу бою шла и муромская дружина, которая отличилась в битве под Казанью.
Решающее значение муромская рать сыграла во время осады Казани в 1552 году, когда казанцы сделали неожиданную вылазку. Как писал Карамзин "Казанцы еще не уступили своих трофеев, но явились муромцы, дети боярские, стародавним племенем и доблестью: ударили, сломили неприятеля, втиснули в ров. Победа решилась..." Царь дал обет, если возьмет Казань, поставить в Муроме каменный храм. И сдержал свое слово. В 1555 году по его указу в городе были воздвигнуты Благовещенский собор и несколько церквей.
Однако в результате моровой язвы в 1570 году и начавшегося после нее голода город надолго захирел. Население города Муром, гонимое голодом, пожарами, боясь введенной Иваном Грозным опричнины, рассеялось по окрестным деревням и селам. Как сообщает летопись Шешилова 1574 года, на посаде осталось всего 149 жителей, проживающих в 111 домах.
В период Смутного времени жители Мурома - патриоты Руси - приняли участие в борьбе с иноземными захватчиками. В 1611-1612 годах муромцы в числе первых откликнулись на призыв князя Дмитрия Пожарского и нижегородского купца Козьмы Минина, послав свои дружины в ополчение, освобождавшее Москву от поляков. Врага изгнали из столицы, но польские отряды еще хозяйничали на русской земле. В 1616 году отряд под предводительством пана Лисовского напал на Муром, вырезал много жителей, разграбил дома дворян, купцов, опустошил монастыри и церкви.
Регулярный муромский 21 пехотный полк появился в русской армии в 1727 году и просуществовал без малого два века. Дважды, в 1760 и в 1813 годах, победным маршем полк входил в Берлин, а в 1815 г. - в Париж. Свой первый подвиг полк совершил в семилетней войне 1756-1763 годов против прусского короля Фридриха II. За участие в штурме и взятии Берлина он был награжден двумя георгиевскими трубами. Муромский полк участвовал почти во всех походах А.С.Суворова.
Так в 1787 году Муромский пехотный полк под командованием А.В.Суворова решил победный исход сражения с турками под Кинбурном. Он ходил на штурм Очакова, пробивался с ним через Альпы. Во время войны с Наполеоном он в составе пехотной дивизии Коновницына в армии Барклая де Толли прошел путь от Смоленска до Москвы. Вот что доносил генерал Коновницын 19 сентября 1812 года главнокомандующему М.И.Кутузову : "... пехотные полки третьей дивизии - Черниговский, Муромский, Ревельский и Селенгинский - были употреблены сейчас же к завладению важной высоты, занимаемой неприятелем. Сие было исполнено с совершенным успехом. Сказанные полки, презирая всю жестокость неприятельского огня, пошли на штыки и со словами "Ура!", опрокинув неприятеля, привели в крайнее замешательство его колонны и заняли высоту с самого начала упорно защищаемую." Позднее, за защиту Севастополя в 1855 году, воины полка получили восемь георгиевских крестов, а полк - георгиевские знамена. 1300 солдат и 32 офицера остались лежать на Малаховом кургане.
Но постепенно жизнь в Муроме приходила в нормальное русло. Развивались ремесла, оживлялась торговля. Появились искусные мастера по выделке кож и металлических изделий. Сотная книга свидетельствует о том, что в Муроме жили и трудились кожевники, скорняки, сапожники, хлебники, кузнецы, калачники, серебренники, портные и другие умельцы. Особенно славились кузнецы, оружейных дел мастер Никита Давыдов, рыбаки - поставщики красной рыбы для царского стола. В XVII-XVIII веках они прославились на всю страну умением приготовить пластованную рыбу. С того времени началась слава и муромских калачей. Слава настолько громкая, что калач в качестве символа вошел в герб города.
Появились предприниматели, которые приобрели вес не только в Муроме, но и в Москве. Таковыми стали Мяздриковы, Железниковы и другие. Наиболее состоятельные - Богдан Цветной (Тарасий Борисов), Савва Болховитин, Семен Черкасов, Федор Веневитин в 20-ых годах XVII века по указу царя Михаила Федоровича переезжают в столицу. Реформаторская деятельность Петра I вызвала к жизни ряд промышленных предприятий, особенно текстильных фабрик и чугунолитейных заводов.
После отмены крепостного права в Муроме стала развиваться капитализация производства. Постепенно мануфактурные мастерские уступили место механизированным предприятиям. Открываются маслобойные, механические заводы, льнопрядильные фабрики. Большой толчок развитию капиталистического производства и торговли дало применение паровой силы на речных судах и появление железной дороги.
Первый пароход появился в городе Муроме в 1845 году, а в 1858 году пароход "Москва" связал Муром регулярными рейсами с другими городами, расположенными на Оке. В 1880 году по железнодорожной ветке Муром - Ковров, давшей выход к Нижнему Новгороду и Москве, пошли первые поезда. Консерватизм муромской власти в тот период проявился в том, что Савве Морозову, французскому автопромышленнику Рено, русско-германскому акционерному обществу было отказано в строительстве заводов. В 1916 году паровозо-ремонтные мастерские Московско-Казанской железной дороги выпустили первые паровозы. Это предприятие работает до сих пор. В 1914 году на промышленных предприятиях города Мурома работало всего 3976 человек.