Наверх
Оставайся на связи
Город
Площадь Победы отметила свое 50-летие
Максим Безроднов

выпускающий редактор promurom.ru

13 мая
Просмотров: 250
Площадь Победы отметила свое 50-летие
фото:travelw.net
В майские дни портал Муром24.рф рассказывает о мемориалах, посвященных Великой Отечественной Войне, которые в этом году отмечают свою юбилеи. Вчера мы рассказывали вам о архитектурном комплексе в микрорайоне Вербовский. В 1970 году в нашем городе торжественно была открыта и Площадь Победы.



Площадь Победы появилась в канун 25 годовщины победы над фашистской Германией. Ранее здесь стояли деревянные жилые дома. Из воспоминаний ветерана завода им. Орджоникидзе, бывшего работника отдела главного архитектора этого предприятия Владимира Масленникова.

- Здесь стояли на весь квартал от Советской до Воровского одноэтажные домики. Но, конечно, все чувствовали, что столь неординарное сооружение требует простора вокруг себя. И, по-моему, главный архитектор города Н А. Беспалов сделал предложение благоустроить площадь перед Дворцом. Совещание прошло в горкоме партии. Впереди было 25-летие Победы, и возникла мысль площадь и памятник на ней посвятить Великой Победе и сражавшимся за нее землякам. Завод им. Орджоникидзе во главе с Н.Г. Лаврентьевым взял на себя все заботы по проектированию и строительству комплекса, по расселению семей, чьи дома попадали под снос. А сносить пришлось целый квартал, дома и надворные постройки. Работали быстро: бульдозер приехал — и утром уже ничего не было. Все семьи получили жилье от завода.

- Кто занимался разработкой проекта?

— Заводской отдел архитектуры во главе с А. Емельяновым. У нас тогда на практике работала группа студентов Московского архитектурного института, четверо ребят. И они предложили вариант площади — такой, как она и есть сейчас. У меня хранится заводская газета «Вперед» того времени, в ней названы все члены нашего авторского коллектива: К. Голубев, И. Козлов, А. Беля-лов, Г. Стракшус, Г. Комаров, А. Емельянов, В. Масленников, В. Тарасов.

- Времени на все и про все было очень мало — полтора года. Как сумели справиться?

— Надо было заранее позаботиться о материалах для монумента. Известняк на облицовку пилонов шел наш, добрятинский, а вот гранит… Это было дорого, и не достать (одновременно строился мемориал В.И. Ленина в Ульяновске). Н.Г. Лаврентьев ездил в министерство оборонной промышленности, договорился с министром Зверевым, чтобы выделили деньги на это строительство. Чтобы помочь Мурому, и на Фурцеву выходили. Гранит нам выделили. Его везли с Украины, обрабатывали на комбинате в Мытищах. Помню, что одна плита стоила около ста рублей, а моя зарплата тогда была 60.

- Про композицию памятника расскажите подробнее. Что символизируют эти пилоны, например?

— Это единение нового и старого поколений, отцов и детей. И Вечный огонь — как символ вечной памяти. Предложение было одобрено и началась работа. Главным инженером строительства был назначен В.С. Раков и он очень ответственно относился к этому поручению. Поскольку сроки были сжатые, решения принимались быстро, , возникали и некоторые ошибки, недоработки, и он вовремя находил их и принимал нужные технические решения.

Монументальная железобетонная конструкция сооружалась из блоков, а их изготавливали на заводе. Но сначала сделали фундамент глубиной четыре метра. Копали экскаватором. Котлован был большой, в него под погрузку съезжали машины. Мощный фундамент обеспечивал устойчивость 18-метровых пилонов. Надо ведь было еще учесть и большую ветровую нагрузку, поскольку на таком большом пространстве площади, около восьми тысяч квадратных метров, ветер чувствует себя хозяином. К фундаменту подвели все коммуникации: газ для Вечного огня, электричество для подсветки пилонов, связь для трансляции камертона и голоса. Кстати, для записи текста, который транслировался в торжественные дни, приезжал диктор Центрального телевидения Виктор Балашов.

- На фотографиях с открытия площади запечатлены моменты с украшенной цветами урной, которую торжественно несут ветераны войны.

— Да, в одном из пилонов была сделана специальная ниша, в которую и поместили капсулы с землей, привезенной из городов-героев и с мест, где в годы Великой Отечественной войны сражались наши земляки. Это земля из Подмосковья, Ленинграда, Волгограда, Радошкови-чей, Бреста, Славгорода. А почетную миссию поместить капсулы в пилон выполнили бывшие фронтовики В.И. Филатов, И.Н. Мяздриков, С.М Грошев. А.В. Бузин, А.С. Ашин, Н.И. Аверьянов. Там же было помещено послание к потомкам, выполненное на металлической пластинке с помощью гравировки. Между пилонами была поставлена решетка, для нее мы заказывали в Гусь-Хрустальном специальное рубиновое стекло. Свет включали, и внизу загорались четыре прожектора. Пилоны из белого известняка великолепно передавали игру оттенков красного и розового цвета, особенно в ночное время. Все было продумано до мелочей.




- У фигуры воина тоже, наверное, есть своя история, расскажите.

— Первоначально предполагалось установить только две стелы и Вечный огонь перед ними. Но когда был изготовлен макет, возникло ощущение, что чего-то недостает. И тогда возникла мысль о фигуре солдата. Заводскому художнику Ю.В. Швагиреву поручили сделать эскиз и макет. Из понтонного полка пригласили солдатика, надели на него каску, плащ-палатку, в руки дали автомат, Юрий Васильевич велел ему встать на стул и стал рисовать. Несколько раз делал наброски, лепил фигуру из пластилина. Но все-таки он был не скульптор, и не удавалось придать фигуре необходимую жизненную правду. Мы с А. Емельяновым поехали в Мытищи, на комбинат по обработке камня. Одному из скульпторов поручили работать с нами, и вскоре он предложил нам три варианта памятника. Мы выбрали тот, что посчитали лучшим: солдат опустил автомат и снял шлем — война закончилась, он спокоен, но голова его чуть склонена — он помнит погибших товарищей. Фамилия этого скульптора Бодров.




- Памятник изготовлен в Коломне?

— Да, это чугун, пустотелое литье. Там же фигуру покрасили специальной краской, секрет которой раскрыли только Ю.В. Швагиреву, который позднее и отвечал за внешний вид нашего солдатика. Как правило, раз в год, перед 9 Мая он готовил ведро своей «секретной» краски и чутье художника.

Надо сказать, что немало потрудились и наши заводские лекальщики под руководством Г.И. Малышева. Они делали горелку Вечного огня в виде звезды, а также большие буквы «Слава тебе, Россия!», которые ‘крепили на здании почты. Звезду изготавливали из латуни, а буквы из дуговой сварки — эту работу выполняли в производстве холодильников.

Можно сказать, что весь завод, от директора до простого рабочего, трудился над созданием площади и памятника. В том же номере газеты «Вперед» указаны десятки фамилий людей, которые, не жалея сил и времени, работали на объекте особой важности, каким была эта стройка: старались сделать городу подарок к 25-летию Победы.



По материалам газеты "Муромский край"

Источник Муром 24

Получай новости прямо в Telegram

подписывайся на наш канал

Площадь Победы / Неизвестный солдат / вечный огонь /
Что еще почитать