Наверх
Оставайся на связи
Николо - зарядная церковь


Стояла у торговых рядов ("за рядами"), напротив здания современного музея. Сооружена в 1675/7 г. на средства купца Смолина. Одноглавая, одноапсидная с шатровой колокольней. Закрыта в январе 1930 г. и передана под склады Муромскому объединению льняных фабрик. Снесена во второй половине 30-е гг.


47bed7fa74079.jpg Церковь во имя Николая Чудотворца <Зарядного> называется так искони вследствие своего положения за торговыми рядами.
Время первоначального основания этой церкви не известно. Первое описание ее мы находим в описи Бартенева 1637 г.: "В осыпи за хлебным рядом церковь великого чудотворца Николы древяна клетцки с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный великого чудотворца Николы в киоте на празеени, венец серебреный позолочен, да четыре гривны серебреные басменые, да очки серебреные, да 10 копеек серебреных позолочены, да две ефимки позолочены посеребрены, да крест серебреный. Да образ местный Пречистой Богородицы Одигитрии в киоте, а прикдаду венцы серебреные позолочены, да гривна серебреная позолоченая басменая, да серги серебреные, суровики (?) да копейка позолочена, да копейка серебреная. Да пред теми образами две свечи поставных с красками. Да образ местный Николы чудотворца напразелени, пред ним свеча невелика. Да образ местный всех святых, да образ местный святой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницой - оба на празелени. У ней прикладу трои очки серебреные. Двери Царские и сень и столбцы и деисус на празелени. Да на престоле образ Пречистой Богородицы на празелени, да крест Воздвизальный обложен серебром позолочен. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные.


Да книг: Евангелие печатное, евангелисты серебреные позолочены; Шестодневец; Минея общая; Апостол; Служебник; Потребник все печатные; два Трефоля полууставныхс трапарями и кондаки - письменные ж. Ризы миткалинные, белые; оплечье у стихаря и у риз выбойчатые. Паникадило медное. Да на колокольнице 6 колоколов невеликих, весу в них по смете по 6 пуд. А церковь и в церкви Божией милосердия образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола, всякое церковное строение мирское приходных людей. Да на церковной земле двор попа Ефимия. Да у него живут на церковной земле бобыли Келья вдовы Лукерьицы петровской жены Шевелева с сыном с Ваською, келья Гаврилки хлебника, келья вдовы Марфы яковлевской жены Ярышкова, келья Сеньки Петрова сына баньщика, келья Трофимки шерстобита, келья Ярушки Деева. И всего 6 келий бобыльских бродящих люей. Они платят с тех своих келий попу Ефиму с кельи по две гривны, итого рубль, шесть алтын, 4 денги. А земли под тою церковью и под кладбищеми под бобыльскими кельями 23 сажени с полусаженью, поперек 23 сажени".


Вместо этой деревянной церкви в 1783 - 85 (1675 - 1677) гг. построен существующий ныне каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом в честь св. Леонтия Ростовского Чудотворца, как это видно из надписи на церковной стене: "Лета 7183 начата сия церковь созидатеся во имя Чудотворца Николая и придел Леонтия Ростовскаго при державе Государя царя ... Алексея Михайловича, а совершена сия церковь ... в лето 7185".


Холодная церковь до настоящего времени сохранила свои архитектурные особенности. Церковь эта с одной главой, утвержденной на глухом фонаре, алтарь одночастный, крыша на четыре ската с подзором, окна в два яруса с теремками, крест на главе с короной в верху.


Что касается теплой церкви - трапезы, то она благодаря перестройке утратила свой первоначальный вид. Расширение трапезы, вероятно, произошло в начале настоящего столетия, когда к ней устроены были приделы в память упраздненной Ильинской церкви, приход коей был приписан к Николе - Зарядному (Примечание: В сотной книге г. Мурома 1574 г. упоминается уже церковь во имя пророка Илии... По окладным книгам 1676 г. при Ильинской церкви значится поп Михаил да посадских приходских дворов: двор подьячего и два двора пушкарских. В 1677 г. Ильинскому священнику Митрополитом предоставлено было право служить молебны на судах, которые останавливаются против церкви, ибо его церковь без прихода. За это право был положен оброк по 8 алтын 2 деньги на год /Владимирские Епархиальные Ведомости, 1886 г., часть неофициальная, с.211/.


Из сохранившейся в церковном архиве грамоты, данной в 7195 (1687) г. (?) Митрополитом Рязанским и Муромским Павлом по просьбе посадского человека Авдея Крюкова, видно, что обе вышеименованные церкви к тому времени "обветшали, стены и углы и на них кровля все сгнило и служить в них не мочно". Митрополит разрешил вместо этих двух церквей построить новую в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь св. пророка Илии. В 1772 г. с благословения Преосвященного Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, эта церковь была вновь перестроена и освящена в тоже наименование. По духовным росписям 1771 г. при ней значится прихожан 24 двора. В 1811 г. церковь была упразднена, а приход приписан к Николаевскому храму.) По Благословению Преосвященного Ксенофонта в трапезе Никольского храма устроены приделы в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии; придел же в честь Леонтия Ростовского был упразднен.


У западной стены трапезы стоит небольшая каменная колокольня с шатровым верхом; на стене колокольни с наружной стороны изображены в двух местах двуглавые орлы. Крест на колокольне с короной вверху и полумесяцем внизу. Время построения колокольни, а также и то, почему на стенах ее изображен Государственный герб, не известно.


Что касается внутренних церковных украшений, то они принадлежат уже новому времени. От древнего времени сохранилось только несколько икон: 1) икона Спасителя с надписью внизу: "писал сей образ Христов в лето 7191 (1683) в церковь св. прор. Илии, что в Муроме на посаде, тоя церкви при попе Михаиле Иванове, а писал сей образ многогрешный раб Божий изограф Александр Иванов по рождению Казанцев". 2) Подобная же икона Спасителя с надписью: "писал сей святый образ муромец свидетельный иконописец Михаил Лукин Смольянинов; совершися лета 7287 (1779) Iюля 19 дня".


Кроме того сохранились старинные иконы св. Иоанна Златоустого, св. Леонтия Ростовского, Николая Чудотворца в житии, св. прор. Илии в житии и некоторые другие.
Из напрестольных Евангелий сохранилось Евангелие печати 1671 г. Приложено это Евангелие строителем каменного Никольского храма Иваном Леонтьевым Смолиным.


Из напрестольных крестов обращает на себя внимание старинный сребропозлащенный крест с частицами св. мощей: апостола Андрея Первозданного, преподобного Александра Свирского, свят. Иакова, Феодора Стратилата, Архидиакона Стефана, муч. Елевферия, Иоанна Милостивого, Анастасия Перского, Евстафия Плакиды, Меркурия Смоленского. На рукояти креста надпись: <си крест города Мурома церкви Чудотворца Николая, что в Зарядье>. Кем и когда приложен этот крест, не известно.


Сохранилось старинное серебряное кадило с надписью: "сие кадило города Мурома церкви Великаго Святителя Николая, что в Зарядье, в лето 7187 построил гостиныя сотни Иван Леонтьев по своих родителях в вечный помин".


Современная утварь и ризница церковная довольно богаты. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений до 650 руб. в год, процентов с причтового капитала (3900 руб.) - 156 руб. и арендной платы за землю и за два подвала 65 руб., а всего около 870 руб. в год. Церковных домов для причта нет.
В приходе по клировым ведомостям числится 192 души мужского пола и 174 женского; все православные и живут в городе.
220 лет тому назад, в 1676 г. в приходе при церкви Николая Чудотворца в Зарядье числилось 2 двора подьячих, двор гостиной сотни Ивана Смолина, 37 дворов посадских и 7 дворов, в которых жили дворники.


[Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.4. - Владимир, 1897. - С.164-168]