«Новые площадки культуры» и даже «фабрики воображения» - так называют многочисленные (или не очень многочисленные – как оценивать) новые культурные институции, организации, проекты и т.п., возникшие в последние десятилетия. Для москвичей знаковыми именами станут Проект ОГИ, Артплэй, Винзавод, Арт-Стрелка, Фабрика и другие. Впрочем, других не так уж и много…
Проблематике, связанной с этим явлением, был посвящен семинар, организованный Полит.РУ и Агентством «Творческие индустрии». В его основе – исследование, проведенное и опубликованное в сети:
http://www.creativeindustries.ru/rus/...alytics/78. (Авторы - Елена Зеленцова и Николай Гладких.)
Исследование, по сути, первое обобщение этого важного явления, выполненное в масштабе страны. Эта работу можно назвать и предварительным списком «новых площадок культуры». Создание такого списка, на мой взгляд, важная инициатива авторов исследования. Прежде всего, потому, что этот список можно и нужно пополнять. Хочу рассказать здесь об одной из таких «новых площадок» – Некоммерческое партнерство « Муромские художники». Об этой площадке можно говорить и как о новой, негосударственной институции, и как о примере наполнения новым содержанием объектов промышленного наследия. Здание,которое занимает Партнерство, до 1987 года функционировало как Лимонадный цех Муромского ЛВЗ. Важно, также, что этот пример касается не крупного столичного центра, а небольшого провинциального города. Важно и то, что это, пожалуй, одна из самых "старых" "новых" площадок. Ее становление относится к концу 80-х – началу 90-х гг. прошлого века, ко времени, когда такие новые явления в сфере культуры только намечались. Скоро сообщество муромских художников отметит свое 25-летие.
Муром – один из старых культурных и художественных центров России. Он хорошо известен, как центр иконописи. Здесь, в частности, в конце 17 – нач. 18 века работал замечательный, столичного уровня, мастер, А.И Казанцев. В 20 веке высокий уровень муромской художественной традиции задавался И.С. Куликовым, учеником И.С. Репина, академиком живописи, его многочисленными учениками и учениками учеников. В течение всего 20 века центрами притяжения для художников являлись мастерская Куликова, Муромский музей (в 30-е годы в музее работали одновременно 4 художника!), Муромская детская художественная школа. Нельзя не упомянуть и Ю.И. Беззубова (1937 - 2006), замечательного художника, прожившего в Муроме почти всю свою творческую жизнь и оказавшего значительное влияние на следующее поколение художников, да и, думается, на восприятие Мурома его жителями также.
Художники традиционно играли важную роль в общественной жизни Мурома. Понимание этой роли руководством города сказалось, в частности, в систематическом обеспечении художников мастерскими. Эти мастерские становились центрами художественной жизни и неформального общения. Так, например, в 70-80 гг. такую роль играла мастерская Н.К. Левина. Тем не менее, эти мастерские оставались, скорее, частным, приватным пространством и не получали роли в организации пространства в масштабе города.
Ситуация изменилась в конце 80-х гг. В это время получением мастерских озаботилась группа художников, представляющих следующую генерацию, тогдашнее поколение тридцатилетних. Их выбор пал на освободившееся промышленное здание. Здание было построено еще до революции. Здание к этому времени стояло пустое и руководство города передает его художникам.
Так началась история коммуны художников. Можно, наверное, назвать ее и сквотом, несмотря на то, что передача здания была вполне официальной. Сам факт, что некая неформальная группа берет на себя ответственность за святое для советского человека, – за целый промышленный объект, был для конца 80-х годов, особенно для небольшого города, фактом из ряда вон выходящим, «фактом агрессии», «захвата». Нужно отдать должное и тогдашнему руководству города, которое решилось на этот неординарный для того времени шаг.
История этой коммуны – отдельная история. Может быть, сами художники здесь ее дополнят. Скажу о том, что происходит сейчас, спустя 25 лет. В здании работают 12 художников-живописцев,графиков,иконописцев,резчиков по дереву. Из них 4 – члены Союза Художников РФ -известные в Муроме и не только мастера - Владимир Батаев,Игорь Сухов,Сергей Субботин,Сергей Храменков.
Сергей Сазонов.Москва.
Проблематике, связанной с этим явлением, был посвящен семинар, организованный Полит.РУ и Агентством «Творческие индустрии». В его основе – исследование, проведенное и опубликованное в сети:
http://www.creativeindustries.ru/rus/...alytics/78. (Авторы - Елена Зеленцова и Николай Гладких.)
Исследование, по сути, первое обобщение этого важного явления, выполненное в масштабе страны. Эта работу можно назвать и предварительным списком «новых площадок культуры». Создание такого списка, на мой взгляд, важная инициатива авторов исследования. Прежде всего, потому, что этот список можно и нужно пополнять. Хочу рассказать здесь об одной из таких «новых площадок» – Некоммерческое партнерство « Муромские художники». Об этой площадке можно говорить и как о новой, негосударственной институции, и как о примере наполнения новым содержанием объектов промышленного наследия. Здание,которое занимает Партнерство, до 1987 года функционировало как Лимонадный цех Муромского ЛВЗ. Важно, также, что этот пример касается не крупного столичного центра, а небольшого провинциального города. Важно и то, что это, пожалуй, одна из самых "старых" "новых" площадок. Ее становление относится к концу 80-х – началу 90-х гг. прошлого века, ко времени, когда такие новые явления в сфере культуры только намечались. Скоро сообщество муромских художников отметит свое 25-летие.
Муром – один из старых культурных и художественных центров России. Он хорошо известен, как центр иконописи. Здесь, в частности, в конце 17 – нач. 18 века работал замечательный, столичного уровня, мастер, А.И Казанцев. В 20 веке высокий уровень муромской художественной традиции задавался И.С. Куликовым, учеником И.С. Репина, академиком живописи, его многочисленными учениками и учениками учеников. В течение всего 20 века центрами притяжения для художников являлись мастерская Куликова, Муромский музей (в 30-е годы в музее работали одновременно 4 художника!), Муромская детская художественная школа. Нельзя не упомянуть и Ю.И. Беззубова (1937 - 2006), замечательного художника, прожившего в Муроме почти всю свою творческую жизнь и оказавшего значительное влияние на следующее поколение художников, да и, думается, на восприятие Мурома его жителями также.
Художники традиционно играли важную роль в общественной жизни Мурома. Понимание этой роли руководством города сказалось, в частности, в систематическом обеспечении художников мастерскими. Эти мастерские становились центрами художественной жизни и неформального общения. Так, например, в 70-80 гг. такую роль играла мастерская Н.К. Левина. Тем не менее, эти мастерские оставались, скорее, частным, приватным пространством и не получали роли в организации пространства в масштабе города.
Ситуация изменилась в конце 80-х гг. В это время получением мастерских озаботилась группа художников, представляющих следующую генерацию, тогдашнее поколение тридцатилетних. Их выбор пал на освободившееся промышленное здание. Здание было построено еще до революции. Здание к этому времени стояло пустое и руководство города передает его художникам.
Так началась история коммуны художников. Можно, наверное, назвать ее и сквотом, несмотря на то, что передача здания была вполне официальной. Сам факт, что некая неформальная группа берет на себя ответственность за святое для советского человека, – за целый промышленный объект, был для конца 80-х годов, особенно для небольшого города, фактом из ряда вон выходящим, «фактом агрессии», «захвата». Нужно отдать должное и тогдашнему руководству города, которое решилось на этот неординарный для того времени шаг.
История этой коммуны – отдельная история. Может быть, сами художники здесь ее дополнят. Скажу о том, что происходит сейчас, спустя 25 лет. В здании работают 12 художников-живописцев,графиков,иконописцев,резчиков по дереву. Из них 4 – члены Союза Художников РФ -известные в Муроме и не только мастера - Владимир Батаев,Игорь Сухов,Сергей Субботин,Сергей Храменков.
Сергей Сазонов.Москва.
Изменено: Игорь Сухов - 27.12.2011 20:16:54 (добавление автора статьи)